здесь вам не тут (здесь вам не тут) wrote,
здесь вам не тут
здесь вам не тут

Category:

Сергей Колтаков и разбитое "Зеркало для героя"...

Мельком увиденная информация - "умер актер Сергей Колтаков" заставила вспомнить главный фильм "Зеркало для героя", один из лучших фильмов, снятых в позднем СССР, очень точно считавших происходящие процессы и нарисовавших точный психологический портрет перестроечного поколения.

Фильм предвосхитил по своей сюжетной коллизии с "петлей времени" вышедший на несколько лет позже и ставший культовым "День сурка", при том, что художественные его достоинства неизмеримо выше, на мой взгляд. В нашем фильме мы имеем дело с философской притчей, а также попыткой социального и психологического анализа целой генерации, существовавшей на стыке СССР и РФ.

1987 год - время слома эпох и поколение людей, этот слом приветствовавшее, а, во многом, и предопределившее. Каким оно было? Герой Колтакова удивительно точно его охарактеризовал, благо была крепкая литературная первооснова Рыбаса и великолепный сценарий Кожушаной, а снял фильм Владимир Хотиненко, тогда еще не разменявший свой дар на конъюнктурущину.

Этот фильм уникально многослоен и наделен массой смыслов, для каждого зрителя своих, толковать их дело неблагодарное, ибо убедить никого и ни в чем невозможно, даже и в более однозначных ситуациях, да, наверное, и не нужно, но вот вспомнить о нем и пересмотреть, пожалуй, стоит.

Приведу лишь некоторые отзывы и детальный разбор, сделанный несколько лет назад, но вполне актуальный и сегодня, пожалуй, даже более актуальный, нежели раньше -

Отзывы с сайтов и форумов, рисующие портрет современника, ровесника героя фильма, кому в перестройку было 20-30 и молодого, не заставшего того веселого времени и не способного понять - о чем фильм, столь нетипичный для перестроечного кино и столь важный для понимания того, что же с нами тогда произошло...
[Spoiler (click to open)]
№299 Peanuts
Пересмотрел недавно фильм - через немогу, ибо плохо отношусь к Хотиненко - но из благоговения перед Колтаковым, Бортником и сценаристом Кожушанной. Хотиненко - очень крепкий профессионал, актеры самого высокого уровня, сценарий просто сносит голову. Ностальгией по сталинщине здесь и не пахнет (разве что в душе у Хотиненко, но сценарий оказывает этому достойное сопротивление). Фильм о том, что ничто не изменилось, кроме самых внешних признаков - полосок на фирменной рубашке героя, часов (электронных вместо карманной луковицы и т.д.). Жители шахтерского городка живут в одном из кругов самого настоящего ада, и героям ничего не стоит приспособиться и продолжить свою жизнь в контексте 1949 г., ибо ад этот такой знакомый и такой родной, что прямо до слез. Попытки героев, особенно Бортника, изменить что-то встречают мощное сопротивление материала, который даже, напротив, начинает менять героев под себя - герой Бортника, в общем-то приличный человек, доходит до того, что пытается выправить положение доносом или взорвать "неправильную" Пьяную (!) шахту вместе с людьми.


С ветром (Москва)
Уж не знаю, как у вас получилось пройти мимо и не воспринять главное в этом фильме: сын видит сам, своими глазами, что поколение его отца, которое он не воспринимает и ругает за слепое повиновение и непонятное ему чувство не лично-эгоистичных переживаний, а ответственности за судьбу, ни много ни мало, страны — обыкновенные хорошие люди, что ни тяжелейшая война, ни ужасные условия труда в разорённой послевоенной стране не вышибли из них человечности и светлой надежды на лучшую жизнь, которую они строили САМИ и ради которой готовы были терпеть бытовые неурядицы. Здесь не плакатные герои, будь то сталинские агитки или агитки общества «Мемориал», здесь люди во всей полноте переживаний, трагических и радостных.

 https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2484/forum/f4/

На меня фильм произвел гнетущее впечатление. Два временных пласта: в одном живут никчемные, тупые, ленивые дети, в другом - убогие, неотесанные родители, от которых так и веет совковым рабством. Может, все это правда, может, так они и было. Да только, из-за таких фильмов наши люди стали презирать сами себя. Другие нации, имеют склонность приукрашивать свою историю. И в этом нет ничего предосудительного, это НОРМАЛЬНО. Фильм учит нас уважать старшее поколение. Но трое чумазых, голых шахтеров, рассказывающие друг другу на ушко порнографические истории вызывают противоположные чувства. Если художник уважает свой народ (не жалеет, а именно уважает), он должен раз и навсегда сказать "нет" грязной, почас лживой документалистике, которую так любят смаковать всякие Михалковы и Лунгины. Надо покончить с болезнью, охватившей наше кино со времен перестройки: с гнилыми зубами, вшивыми головами, оргиями, матерщиной, цинизмом, гулагами, штрафбатами и прочей мразью. Тогда и реальность изменится к лучшему.
Автор: Dmt.


Фильм очень хорош, действительно погружаешься в атмосферу конца 40-х годов. Очень хорошо показан классический советский интеллигент разлива 80-х годов. Он - по сути никто, пишет нахер никому ненужные диссертации, ничем никогда он не руководил и своими руками ничего не создал. Но при этом презирает поколение своих родителей, которые создали и защитили СССР. Что ещё хочется написать по сути фильма? Народ прощал и жилищные и бытовые проблемы, но не терпел несправедливости. Показательный диалог происходит в шахте. Заслуженный шахтёр говорит молодому - "Мы значит здесь пашем на передовой трудового фронта, а они яблони от налогов вырубают! А если мне яблок захочется? Я пойду на рынок - а там фиг?!"
Автор: МК

http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=2842

glamm
..Великолепно сыгравший главгерой неприкаянным бродит среди отцов и дедов, которые даже не задаются вопросом ради чего они должны гробить свою жизнь в шахте. Для них-то ответ однозначен.
Сидевший инженер пытается все исправить, также не понимая почему люди гробят себя, не обращая внимание на опасность. Безалаберность? Героизм? Безалаберный героизм?
Другое время. Оба наших современных человека не нашли себя в том времени - пытайся или не пытайся.
Как бы подвести резюме фильму. Выпуклые характеры, начисто втоптанная в сценарий реализация фантастической идеи(ее просто стыдливо забывают. Убирают из действия заменяя монологами и диалогами);тьма и мрак; беспросветная серость быта как в 80-х так и в 49-м; затянутый хронометраж; напряженная атмосферность, в которой так и сквозит сквозь динамики телевизора послевоенной махоркой.


Semenycch
Поколение победителей
Удивительный фильм! В этом фильме нет ничего героического, ничего эстетичного, ничего остро психологического, короче сплошная нудная обыденность и разруха послевоенного Советского Союза, за исключением одной мелочи - правды!
Весь фильм пропитан запахом того времени, когда поколение победителей, израненное физически и духовно, вернулось с полей битвы Великой войны и стало строить, в нищете, новую мирную жизнь. И это поколение, в неустроенной обыденности, любило, страдало, работало, отстаивало убеждения, воспитывало детей совершенно просто, без какого либо намека на героизм. Великое поколение без прикрас и показухи...

https://www.kinopoisk.ru/film/45276/reviews/

Редкий фильм, спустя десятилетия рождающий самые живые эмоции и сопереживание главным героям, вызвающий оживленные дискуссии, заставляющий пересматривать его вновь и вновь.
И вот последняя короткая заметка о смерти Колтакова в МК -
[Spoiler (click to open)]
...Приехал в Москву из Барнаула, где семья какое-то время обитала в полуподвальном помещении, и стал настоящим аристократом. К актерской профессии готовился с ранних лет, но был застенчивым, несовременным человеком, как говорил сам: «Имел совесть и не умел лгать».
Еще Леонид Филатов, когда они снимались в фильме «Соучастники», сказал ему: «А ты не будешь заниматься по гроб жизни актерским делом». Отчасти угадал. Из театра Колтаков ушел, считал, что ничего там не осталось. Хотя роли были, сыграл даже Чацкого в «Горе от ума». После скандала во МХАТе в его трудовой книжке появилась запись: уволен по статье за непосещение репетиций. Хотя как говорил Сергей, дело было совсем не в этом.
Долгое время он жил в деревне Кокшкино на бывшей даче своего учителя по ГИТИСу Андрея Попова. Вел хозяйство, великолепно готовил. Побывать у него в гостях – было одно удовольствие. Уединение стало его образом жизни. Имея такой дар, он мог бы стать первым артистом страны, но он к этому не стремился. .
- Я бы не сказал, что Сергей незаметно жил. Его форма жизни – это его выбор. Судьба и характер не взаимосвязаны. У Пастернака есть строчка: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой…»...

https://www.mk.ru/culture/2020/09/08/sergey-ursulyak-rasskazal-ob-umershem-aktere-sergee-koltakove.html

Кажется, в судьбе незаурядного актера отразилась и преломилась судьба целого потерянного поколения, 50-70 гг., оказавшегося на сломе эпох, отчаянно пытавшегося, но так и не сумевшего до конца понять что-то важное о своих корнях, найти свое место в истории своей страны в критический для нее период и, в результате, страну эту потерявшего, а вместе с ней и себя.

Сейчас оно начинает постепенно уходить, это поколение. Что оно оставит после себя своим детям? Что поймет о своих родителях попавший в петлю времени молодой человек, оказавшийся в конце 80-х, начале 90-х, и ставший свидетелем тех событий? Что он будет испытывать к ним - уважение, сочувствие, сострадание, или нечто совершенно иное? 
Зеркало для героя разбилось вдребезги - и нам этого не узнать. Может, оно и к лучшему...


Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments